Метод указания по СРС и СРСП(скачать)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по организации самостоятельной работы студентов и самостоятельной работы студентов под руководством педагога
в системе технического и профессионального, послесреднего образования
- Область применения
1.Настоящие методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов (далее СРС) и самостоятельной работы студентов под руководством педагога (далее СРСП) (далее – Методические рекомендации) устанавливают единые требования к организации СРС и СРСП в системе технического и профессионального, послесреднего образования (далее ТиППО).
- Нормативные ссылки
Методические рекомендации разработаны в соответствии со следующими нормативными документами:
– Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007 г.;
– «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348;
– «Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего образования» приказ Министра просвещения РК от 28 марта 2023 года № 75;
– «Об утверждении Перечня документов, обязательных для ведения педагогами организаций дошкольного воспитания и обучения, среднего, специального, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего образования, и их формы» приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 6 апреля 2020 года № 130;
– «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, специализированных, специальных, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях дополнительного образования для детей и взрослых» приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 31 августа 2022 года № 385.
- Общие положения
- В настоящих Методических рекомендациях используются следующие понятия:
1) академический кредит – унифицированная единица измерения объема учебной и (или) научной работы (нагрузки) обучающегося и (или) педагога;
2) балльно-рейтинговая буквенная система оценки учебных достижений – система оценки уровня учебных достижений в баллах, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе с цифровым эквивалентом, и позволяющая установить рейтинг обучающихся;
3) кредитная технология обучения – обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин и (или) модулей с накоплением академических кредитов;
4) критерий оценивания – признак, на основании которого производится оценка учебных достижений обучающихся.
5) самостоятельная работа студента (далее – СРС) – работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями; весь объем СРС подтверждается заданиями, требующими от обучающегося самостоятельной работы;
6) самостоятельная работа студента под руководством педагога (далее – СРСП) – работа студента, под руководством педагога, проводимая по расписанию занятий.
7) рабочая учебная программа – документ, разрабатываемый организацией ТиПО для конкретной учебной дисциплины и (или) модуля рабочего учебного плана;
8) рабочий учебный план – документ, разрабатываемый организацией ТиППО, регламентирующий перечень, объемов учебных дисциплин и/или модулей, последовательность их изучения, а также формы контроля их освоения;
9) результаты обучения – подтвержденный оценкой объем знаний, умений, навыков, приобретенных, демонстрируемых обучающимся по освоению образовательной программы, и сформированные ценности и отношения;
10) проектная работа – практическая и/или творческая работа обучающегося, выполняемая под руководством педагога или наставника;
11) учебные достижения обучающихся – знания, умения, навыки и компетенции обучающихся, приобретаемые ими в процессе обучения и отражающие достигнутый уровень развития личности
При кредитной технологии обучения самостоятельная работа обучающихся подразделяется на две части: на самостоятельную работу, которая выполняется под руководством педагога (СРСП) и работу, которая выполняется полностью самостоятельно (СРС).
Общее описание СРСП и СРС с указанием тем, заданий и объем часов содержится в рабочей учебной программе по дисциплине/модулю.
Педагогом разрабатывается график СРС и СРСП на весь период изучения дисциплины и/или модуля с указанием видов заданий и их объема, темы заданий СРСП и СРС, сроки их выполнения.
Материалы СРС и СРСП включают в себе следующие документы:
– график СРС и СРСП;
– ранжированный список заданий, соответствующий основным разделам рабочей учебной программы дисциплины и/или модуля;
– тематику рефератов, докладов и творческих работ;
– тематику лабораторно-пратических, семестровых, курсовых и дипломных работ;
– виды консультативной помощи;
– виды и формы контроля;
– списки основной и дополнительной литературы;
– критерии оценки, рекомендуемый объем работы, ориентировочные ее сроки предоставления.
Объем аудиторной работы и самостоятельной работы студента под руководством педагога (СРСП) составляет 60 кредитов /1440 часов в год, при этом объем СРСП составляет не более 30% от объема каждой дисциплины и/или модуля. Объем самостоятельной работы студента (СРС) составляет 15 кредитов /360 часов в год.
- Организация и требования к объему и содержанию СРСП
- Основной целью СРСП является формирование у обучающихся навыков эффективной самостоятельной деятельности под руководством педагога. СРСП проводится во время аудиторных занятий и входит в обязательную оплачиваемую нагрузку педагога.
- Основными задачами СРСП являются:
– углубленное изучение учебного материала;
– закрепление материала, полученного при изучении дисциплины и/или модуля;
– совершенствование навыков самостоятельной работы с источниками информации;
– формирование исследовательских навыков;
– развитие навыков самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности;
– совершенствование коммуникативных навыков;
– развитие навыков анализа, синтеза и критического мышления при решении задач и выполнении проектов;
– развитие навыков работы в команде.
- В рабочем учебном плане определяется объем часов, отводимый на СРСП. Объем СРСП составляет не более 30% от объема каждой дисциплины и/или модуля.
- СРСП является аудиторной работой обучающихся, предусматривающей выполнение групповых заданий, индивидуальных работ. Во время проведения СРСП педагог осуществляет консультационную работу, в том числе контроль выполнения заданий СРС.
- Тематика СРСП с указанием тем, заданий, рекомендуемой литературы, форм контроля и объема часов планируется в начале учебного года в рабочей учебной программе по дисциплине/модулю.
- СРСП проводится по каждой дисциплине/модулю согласно расписанию занятий.
- Занятия СРСП могут проводиться в форме теоретических и практических занятий. Видами СРСП могут являться: семинар, коллоквиум, тренинг, дискуссия, деловая или дидактическая игра, работа над индивидуальным, групповым проектом и др.
Контроль и оценка СРСП осуществляется на занятиях согласно балльно-рейтинговой буквенной системе оценки учебных достижений.
Критерии оценки формируются среднеарифметическим значением баллов за теоретические, практические, лабораторно-практические занятия и СРСП.
- В журнале учета теоретического обучения педагог по форме 5.3 учитывает текущую успеваемость обучающихся, записывает содержание проведенных теоретических и практических занятий, в том числе по СРСП, и количество затраченных часов.
- В зачетной книжке объем в учебных часах и (или) кредитах записывается с учетом часов СРС.
- На первом занятии СРСП педагог разъясняет структуру проведения самостоятельной работы студентов с педагогом. Тематика СРСП планируется в начале учебного года в рабочих учебных программах дисциплин/модулей. Контроль и оценка СРСП осуществляется при проведении занятия.
В часы СРСП входят консультации по выполнению домашних заданий, курсовых проектов (работ), контрольных работ, отчетов и других видов заданий СРС. Аудиторная форма СРСП предполагает работу обучающихся с учебником и первоисточником, выполнение групповых заданий, индивидуальную аналитическую деятельность в рамках поставленной задачи.
Занятия в рамках СРСП могут иметь консультативные интерактивные формы, соотношение которых определяется сложностью изучаемого курса, объемом отведенных на его изучение аудиторных часов, уровнем подготовленности обучающихся, при этом объем СРСП составляет не более тридцати процентов от объема каждой дисциплины и/или модуля.
СРСП – это совместная работа студента и педагога, поскольку учебные занятия проводятся в диалоговом режиме, например, тренинг, дискуссия, деловая и дидактическая игры, презентация, составление кейса, разработка индивидуального, группового проектов и т.п. К каждому СРСП должны быть подготовлены материалы, которые позволяют детализировать какие-либо вопросы, расширять их, обрабатывать навыки анализа тех или иных ситуаций, решать задачи и др
В колледже могут быть различные виды самостоятельной работы, которые выполняются под руководством педагога. Примеры видов самостоятельной работы под руководством педагога:
- Письменные работы: рефераты, тезисы докладов, статьи, планы, сценарии, аналитические справки, рекламные тексты, составление таблиц, глоссарий, составление библиографии, тематических кроссвордов, составление заданий, эссе, отчеты, проектные и исследовательские работ, технологические карты и т.д.
Проектные работы, студентов должны быть, связанные с конкретной проблемой. При выполнении проекта студенты проводят исследования, собирают и анализируют данные, работают в команде и презентуют свои результаты. Исследовательская работа должна быть по конкретной теме (проблеме), связанной с их профессией или дисциплиной.
- Практические задания: студенты могут выполнять различные практические задания, связанные с конкретной профессией или предметом. Например, это может быть написание программного кода, проведение экспериментов, работа со схемами, создание дизайна и т.д.
- Моделирование и симуляция: студенты могут участвовать в моделировании и симуляции процессов, связанных с их профессией. Например, это может быть моделирование производственных процессов, опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере, выполнение графических работ, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники, экономических моделей и т.д.
Целесообразно представлять оценочные средства в виде различных тестовых заданий, кейсов, письменных контрольных работ, практических ситуаций, коллоквиумов. Также возможно применение таксономии Блума, цикла Колбо и других методик при разработке плана занятия СРСП.
- Организация и требования к объему и содержанию СРС
- Основной целью СРС является эффективная подготовка обучающихся к аудиторным занятиям, в том числе СРСП, путем формирования навыков самостоятельной деятельности.
- Основными задачами СРС являются:
– закрепление материала, полученного при изучении дисциплины и/или модуля;
– совершенствование навыков самостоятельной работы с источниками информации;
– развитие навыков анализа, синтеза и критического мышления при решении задач и выполнении проектов;
– развитие навыков самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности;
– развитие навыков работы в команде.
- Планирование СРС включает в себя такие этапы, как составление задания, перечня рекомендуемой литературы, определение форм контроля и др.
- СРС должна соответствовать тематике изучаемого материала и выполняться индивидуально обучающимся или в рамках коллективной работы.
- Объем самостоятельной работы обучающихся определяется рабочими учебными планами и программами.
- 1 Порядок и сроки выполнения СРС доводятся педагогом до сведения обучающихся во время аудиторных занятий или СРСП.
- 1 Контроль и оценка выполненных заданий СРС осуществляется в рамках аудиторных занятий или СРСП. Оценка за СРС включается в оценочный лист в виде дескриптора.
- Часы, отведенные на СРС, не входят в оплачиваемую нагрузку педагогов и не отражаются в расписании занятий. Задания для СРС должны быть выполнены и сданы в установленные педагогом сроки. Задания для СРС не должны предполагать выполнение действий, которые могут нанести вред здоровью обучающихся.
Требования к оформлению заданий СРС:
– график СРС, рассчитанный на весь период изучения дисциплины;
– систему заданий, соответствующую основным разделам рабочей-учебной программы/силлабуса;
– тематику рефератов, докладов, эссе, задач и т.д.;
– требования к содержанию заданий СРС, их оформлению, рекомендуемому объему;
– списки основной и дополнительной литературы;
– виды консультативной помощи;
– критерии оценки;
– сроки предоставления работ.
Задание СРС должно:
– быть выполнено лично студентом или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы;
– представлять собой законченную разработку (законченный этап разработки), в которой раскрываются и анализируются актуальные проблемы по определённой теме и её отдельным аспектам (актуальные проблемы изучаемой дисциплины и соответствующей сферы практической деятельности);
– демонстрировать достаточную компетентность автора в раскрываемых вопросах; -иметь учебную, научную и/или практическую направленность и значимость;
– содержать определенные элементы новизны (если это научно-исследовательская работа).
При приеме СРС необходимо указать критерии оценки, где:
-оценивается содержание работы с ее названием темы, полнота и глубина описания, согласно поставленной цели и задачи;
-оценивается степень проработки литературных источников;
-определяется степень самостоятельности выполнения работы;
-оценивается грамотность и четкость изложения материала;
-степень обобщения, анализа и выводов по работе;
-оценивается способность к обобщению теоретических вопросов дисциплины;
– соблюдение технических требований к оформлению реферата;
-полнота ответов при защите работы;
-ответы на дополнительные вопросы;
-умение отстаивать свои позиции и т.д.
- Виды заданий для СРС
- Задания для самостоятельной работы могут быть следующих видов:
1) для освоения новых знаний:
– изучение учебного материала, первоисточников и дополнительной литературы;
– составление графиков, диаграмм и таблиц по тексту;
– конспектирование текста для выделения ключевых моментов;
– учебно-исследовательская деятельность для углубленного изучения темы;
– составление опорной схемы по аудио- и видеоматериалам и др.
2) для закрепления и систематизации знаний:
– дополнительное изучение материалов учебника, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов;
– составление плана и тезисов ответа;
– составление таблиц для систематизации учебного материала;
– подготовка ответов на контрольные вопросы;
– написание рефератов, докладов, эссе, статей;
– составление библиографии, тематических кроссвордов.
3) для формирования умений:
– решение задач и упражнений по образцу;
– выполнение чертежей, схем;
– выполнение расчетно-графических работ;
– решение ситуационных задач;
– выполнение проектной работы;
– упражнения на тренажере.
- Каждый студент должен получить подробные рекомендации по выполнению самостоятельной работы в устной форме или электронном виде. Рекомендации должны включать в себя информацию о темах, целях и содержании заданий, рекомендуемой литературе с указанием страниц и критериях оценки.
- Весь объем СРС подтверждается заданиями, требующими от обучающегося самостоятельной работы, которая не входит в оплачиваемую нагрузку педагогов.
Распределение времени на самостоятельную работу в режиме дня студента не зависит от расписания. Студент имеет право обсудить возможность изменения темы самостоятельной работы с педагогом в пределах предоставленного материала. Все виды заданий должны быть выполнены и сданы в установленные педагогом сроки.
- Задания, предназначенные для самостоятельной работы студентов (СРС), должны быть разработаны с учетом их безопасности и не должны представлять потенциальную угрозу для здоровья или благополучия студентов. Это означает, что задания не должны быть травмоопасными и не должны предполагать выполнение действий, которые могут привести к травмам или нанести вред студентам. Задания для самостоятельной работы должны быть внимательно спланированы и организованы таким образом, чтобы минимизировать риски возможных травм или вреда для студентов.
Прежде чем выдавать задания для самостоятельной работы, педагоги должны тщательно оценить их безопасность и убедиться, что студенты имеют необходимые знания, навыки и средства для их выполнения без риска для себя или окружающих. Кроме того, студентам следует предоставлять соответствующие инструкции и рекомендации по безопасному выполнению заданий.
- В рабочей учебной программе осуществляется распределение самостоятельной работы студентов (СРС) с учетом критериев оценки и/или тем занятий. Объем времени на выполнение заданий определяется педагогом с учетом сложности задания и времени, требуемогое для успешного выполнения самостоятельной работы студентом.
- Планирование СРС включает в себя несколько этапов, таких как определение содержания задания, выбор видов заданий, установление критериев оценки, указание рекомендуемой литературы. Педагог может разрабатывать методические материалы по выполнению заданий с учетом специфики учебного материала и потребностей студентов.
- Педагог самостоятельно подбирает виды самостоятельной работы в соответствии со спецификой модуля/дисциплины, а также разрабатывает критерии оценивания. При разработке заданий педагог определяет цель задания, его содержание, сроки выполнения, критерии оценки, возможные типичные ошибки, встречающиеся при выполнении задания, список рекомендуемых источников информации, необходимых для выполнения CPC.
- Инструктаж проводится педагогом за счет объема времени, отведенного на изучение темы. СРС может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности.
- Контроль результатов СРС может осуществляться в пределах времени, отведенного на учебные занятия по модулю/дисциплине и может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением продукта деятельности обучающегося.
- Форму учета и накопления материалов самостоятельной работы педагог разрабатывает самостоятельно.
- В целях расширения практического опыта освоения квалификации по усмотрению организации ТиПО реализуется проектная работа обучающихся в рамках профессиональных модулей и (или) самостоятельной работы студентов.
Разнообразие форм самостоятельной работы предоставляет возможность студентам раскрыть свой творческий потенциал, развить критическое мышление и углубить свое понимание учебного материала.
- Виды самостоятельной работы студента:
1) Реферат – письменное изложение проблемы с обязательным обзором литературы или аналитическое описание содержания научной работы, книги.
Тема реферата выбирается студентом из списка, предложенного педагогом. Реферат должен содержать материал, собранный студентом из специальной литературы, самостоятельно скомпилированный и изложенный в соответствии с выбранной темой и рекомендациями педагога, а также содержать выводы, самостоятельно сделанные студентом из рассмотрения данного материала.
Объем реферата – 10-15 страниц (шрифт Times New Roman 14, печать через 1 интервал).
Общие требования к реферату:
-наличие фамилии и инициалов студента, номера курса и группы,
-наименования темы на титульном листе;
-соответствие содержания работы выбранной теме;
-наличие в начале работы ее содержания;
-наличие списка использованной литературы в конце работы;
-ссылки при прямом цитировании литературы;
-порядковая нумерация страниц.
Реферат готовится на основе анализа не менее 4-6 научных и литературных источников.
Структура реферата предполагает наличие:
- Титульного листа;
- Содержания;
- Основной части, которая может состоять из нескольких подразделов;
- Заключения;
- Списка использованной литературы и источников.
Этапы работы:
1) внимательно познакомиться с предложенными для рефератов темами, выбрать одну из них и по согласованию с педагогом утвердить ее;
2) составить план работы;
3) используя рекомендации по конспектированию и составленный план, написать реферат, в заключении к реферату обязательно выразить свое отношение к рассматриваемой теме, ее содержанию;
3) перечитать текст и отредактировать его;
4) проверить правильность оформления реферата (в соответствии с требованиями к оформлению реферата).
По завершении работы над рефератом написать текст устного выступления. Время выступления – 5-7 минут.
2) Глоссарий – краткое разъяснение терминов и понятий по заданной теме.
Составление глоссария – вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.
Этапы работы:
– прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;
– подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;
– критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений);
– оформить работу и представить в установленный срок
3) Решение ситуационных заданий
Ситуационные задания – описание различных ситуаций и перечень заданий к ним. Требования к оформлению:
Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно. Количество ситуационных задач и затраты времени на их составление зависят от объёма информации, сложности и объёма решаемых проблем, индивидуальных особенностей студента и определяются педагогом.
Этапы работы:
– изучить учебную информацию по теме;
– провести анализ содержания темы;
– выделить проблему, имеющую затруднение, согласовать с педагогом;
– дать обстоятельную характеристику условий задачи;
– критически осмыслить варианты;
– выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она нестандартная);
– оформить и сдать на контроль в установленный срок
4) Презентация – устное выступление по заданной проблеме с представлением основных положений выступления в виде слайдов, видеороликов и другое. Обязательными структурными элементами, как правило, являются:
– обложка;
– титульный слайд;
– оглавление;
– основной материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики);
– сведения об авторе;
– дата разработки.
Общие требования к средствам, формам и способам представления содержания материала в презентации:
– сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;
– объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;
– каждому положению (каждой идее) должен быть отведен отдельный абзац текста;
– основная идея абзаца должна находиться в самом начале.
Время презентации 8-10 минут. Презентация оценивается насколько раскрыта тема и вызвала интерес окружающих, а также насколько профессионально подошел студент к рассматриваемой проблеме.
5) Эссе – письменное изложение собственного мнения по актуальной проблеме в различных жанрах: критика, публицистика и т.п.
Цель эссе – сформулировать точку зрения и сформировать непротиворечивую систему аргументов, обосновывающих предпочтительность позиции, выбранной студентом. Эссе включает в себя следующие элементы:
- Введение. В нем формулируется тема, обосновывается ее актуальность, раскрывается расхождение мнений, обосновывается структура рассмотрения темы, осуществляется переход к основному суждению.
- Основная часть. Теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.
- Заключение. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части.
Оформление материалов эссе
Эссе представляется педагогу в электронном виде. На первой странице вверху слева указывается фамилия, имя, отчество студента, номер группы.
6) Написание аннотации
Аннотация – краткое содержание книги, рукописи, монографии, статьи, фильма или другого издания, а также его краткая характеристика.
Требования:
– внимательно изучить информацию;
– составить план аннотации;
– кратко отразить основное содержание аннотируемой информации;
– оформить аннотацию и сдать в установленный срок.
7) Групповой проект – задание по разработке проекта группой в количестве 3-5 обучающихся.
8) Индивидуальный проект – задание по разработке исследовательского проекта по актуальной теме, рассчитанное на наиболее подготовленных обучающихся. Работа должна отличаться уникальностью, актуальностью темы, исследовательским характером; результаты проекта могут быть доложены на студенческой конференции.
9) Учебные ситуации (Case Study) – студентам предлагается множество простых и сложных ситуаций, по которым предстоит ответить на вопросы или написать свое видение проблемы; наиболее подготовленные студенты могут написать свой кейс.