Деятельность Управления развития педагогов (в рамках работы по повышению квалификации педагогов и руководителей организаций технического и профессионального образования)
Управление развития педагогов (далее –УРП) осуществляет системную работу по организации, координации и совершенствованию процессов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров организаций технического и профессионального образования (далее – ТиПО) Республики Казахстан.
Основные направления деятельности:
- Анализ потребностей педагогических работников и руководителей колледжей в профессиональном развитии;
- Разработка и реализация программ повышения квалификации, соответствующих современным вызовам и приоритетам системы ТиПО;
- Формирование и подготовка пула тренеров и экспертов, осуществляющих обучение по актуальным тематикам;
- Организация и сопровождение обучения в очном, дистанционном и смешанном форматах;
- Методическое сопровождение и мониторинг качества реализации курсов;
- Содействие международному сотрудничеству в сфере профессионального развития педагогов (в том числе стажировки за рубежом, обмен опытом);
- Внедрение цифровых решений и платформ для эффективного и доступного обучения.
УРП разработан комплекс образовательных программ, направленных на профессиональное развитие руководителей организаций ТиПО.
Основная цель программ — формирование актуальных лидерских и управленческих компетенций, необходимых для эффективного стратегического развития колледжей и перехода на принципы корпоративного управления.
Ключевые акценты программ:
- Современные подходы к образовательному менеджменту;
- Стратегическое планирование и антикризисное управление;
- Организация эффективной корпоративной культуры;
- Развитие навыков командной работы и лидерства.
Особое внимание уделяется развитию навыков Soft skills, которые являются важнейшими для успешной профессиональной деятельности и социальной адаптации. К данным навыкам относятся:
- Эффективная коммуникация и сотрудничество;
- Эмоциональный интеллект;
- Критическое мышление и гибкость мышления;
- Самоорганизация и стрессоустойчивость.
Используемые методики:
Одним из ключевых инструментов программ выступает коучинг, который способствует:
- Выявлению и развитию индивидуального потенциала руководителя;
- Повышению мотивации и вовлеченности в профессиональную деятельность;
- Формированию среды для личностного и профессионального роста;
- Повышению конкурентоспособности и адаптивности руководителей в условиях перемен.
Профильные курсы повышения квалификации для педагогов колледжей.
Необходимость внедрения профильных курсов повышения квалификации обусловливается постоянным ростом требований к уровню профессиональной подготовки педагога технического и профессионального образования/мастерства и непрерывным развитием образовательных технологий. Первостепенной задачей курсов является включение преподавателя в профессиональную деятельность, которая обеспечит совершенствование профессиональных компетентностей и позволит получить конкретный педагогический результат и методический продукт, который в дальнейшей деятельности возможно использовать в своей практике.
Реализация профильных курсов даст возможность осваивать современные технологии, методики, способы работы непосредственно на производстве.
НАО «Talap» практикоориентированные профильные КПК педагогов проводит на базе социальных партнеров, Центров компетенций приглашением специалистов с производства демонстрирующие мастер-классы по следующим отраслям: транспорт (автомобильный), информационно-коммуникационные услуги, сфера услуг (организация питания). Учитывая практикоориентированность КПК программы содержат 70 % практического и 30 % теоретического обучения.
В рамках курсов повышения квалификации УРП реализуются профильные образовательные программы, ориентированные на преподавателей организаций ТиПО. Обучение проводится по приоритетным направлениям:
- Транспорт (автомобильный)
- Информационно-коммуникационные технологии
- Сфера услуг (организация питания)
Обучение проходит на базе предприятий-соцпартнёров и в Центрах компетенций колледжей, что позволяет обеспечить тесную связь с реальной производственной средой и практикой.
Необходимость внедрения профильных курсов обусловлена:
- Постоянным ростом требований к профессиональному уровню педагогов ТиПО;
- Быстрым развитием технологий и обновлением содержания профессионального образования;
- Необходимостью обеспечения практико-ориентированного подхода в преподавании.
Цели и задачи курсов:
- Вовлечение педагогов в профессиональную среду и деятельность;
- Совершенствование профессиональных компетенций и методического мастерства;
- Получение конкретных педагогических результатов и методических продуктов, применимых в образовательной практике;
- Освоение современных технологий, методик и способов преподавания, соответствующих условиям обучения на производстве.
Практическая направленность:
Реализация профильных курсов позволяет преподавателям:
- Овладеть новыми инструментами и технологиями, востребованными на рынке труда;
- Повысить квалификацию в реальных условиях производства;
- Повысить качество подготовки обучающихся в колледжах за счёт актуализации содержания и методов обучения.
В рамках реализации образовательной программы «Развитие профессиональной компетентности педагогов технического и профессионального, послесреднего образования» Управлением развития педагогов разработаны образовательные программы курсов повышения квалификации для педагогов IT-сферы и сферы питания.
IT-направление: современные технологии и погружение в практику
На курсах для педагогов IT-сферы слушатели получат практическую подготовку по разработке веб- и мобильных приложений, изучат основы информационной безопасности и возможности применения искусственного интеллекта. Благодаря глубокому погружению в практическую деятельность участники образовательного процесса значительно повысят уровень своих профессиональных компетенций. Для реализации всех модулей программы были используются высокопроизводительные ПК с ОС Windows 11 и macOS, что обеспечит полную совместимость с современными программными средствами.
Сфера питания: от основ до гастрономического мастерства
Для педагогов сферы питания обучение проходит на базах Центров компетенций в регионах. Центры оснащены современным профессиональным оборудованием, позволяющим отрабатывать навыки в условиях, приближенных к производственным.
Ключевыми темами стали:
- профессиональные стандарты и стандарты WorldSkills,
- основы здорового питания и составление индивидуальных рационов,
- санитарные нормы и безопасность пищевых продуктов,
- практические навыки составления, сбалансированного меню для различных групп населения.
Практика и стажировки — ключ к профессиональному росту
На третьей неделе обучения все группы педагогов проходят стажировку по профилю деятельности, что позволит не только закрепить полученные знания, но и уточнить требования работодателей к выпускникам колледжей.
Эффективность подтверждена участниками
Анализ обратной связи показал высокий уровень удовлетворенности программами: педагоги особенно отметили практикоориентированный формат обучения и возможность взаимодействия с профессионалами отрасли.